про меня
МОЙ БЛОГ

О школе, Белинском и критике

Сегодня случайно наткнулась на томик Белинского и сразу вспомнила одну забавную историю, произошедшую со мной в старших классах школы.

Надо сказать, Виссариона Григорьевича я просто обожаю еще со школьных времен: читала его статьи и рецензии просто запоем.

o_1abbdq1a1nje18gp1uff1pdj1adc7_new

И вот однажды, так сказать прикола ради, я решила написать сочинение по литературе, полностью основываясь на рецензиях и статьях Белинского. Не то чтобы у меня не было своих мыслей, нет, сочинения на тему «ваше отношение к данному произведению» я всегда любила и всегда получала за них чуть ли не двойное отлично, мне просто стало интересно, что выльется из этого намеренного «жульничества».

И что бы вы думали? За вечер у меня было готово два варианта: свои личные размышления на тему и размышления Белинского. Придя на урок, я недолго колебалась, какой из них сдать: любопытство все же пересилило.

На следующем уроке (после того как сочинения проверили и раздали обратно) я открываю свою тетрадь и вижу оценку отлично с тремя !!! восклицательными знаками и подписью «молодец». Да, молодец, Виссарион Григорьевич, оценили твои труды на ура, только вот не признали, что эти строчки твоих рук дело, а не моих. Помню, она еще после урока меня лично похвалила, а я еле сдержала смех. Нет, ну, вы что, серьезно? Учитель литературы не знаком с языком и стилем Белинского? Хорошо, пусть не все девять томов, но его отклики на такие произведения как «Герой нашего времени», «Горе от ума», «Преступление и наказание», да и вообще на все то, что входит в школьную программу, знать нужно. И, желательно, не только учителям.

Зачастую в откликах критиков показано больше смысла, чем в самом романе. Эти люди открывают глаза на многие вещи, в частности те, которые автор поместил между строк. Без критиков, без их подробного анализа произведений многие и многие мысли так бы и были похоронены между этих черно-белых строчек.

Отвлеклась)) Продолжаем.

После того случая я стала относиться к учителям с меньшим трепетом. Лучший учитель – книги и опыт. А в школе и ВУЗах до сих пор стараются причесать всех под одну гребенку, сделать рабом системы, навязать свое (как они считают) единственно правильное и верное мнение, чтобы человеком потом проще было управлять. Школы губят в детях креатив, их творческое начало и самовыражение. Помните сочинение на тему «кем ты хочешь стать»? Кто получил за него пятерки? Ну-ну, вот и я о том.

Одна моя знакомая недавно жаловалась мне, что учительница наезжает на ребенка за то, что он пишет не ровно (WTF?!), что начало каждой строчки не совсем соответствует клеточке предыдущей. А уж когда он залез на поля, тогда уже и его мама начала бить в бубен, однако была мной остановлена: если ребенок хочет лезть на поля – пусть лезет, если ему кажется, что так будет лучше, то пошлите учителя к черту, заезд на поля еще никому в этой жизни не помешал. У детей еще открыто свое видение, у них есть своя карта мира, так зачем же губить все это на корню? Неужели для того, чтобы лет в 25-30 они наконец осознали, что все их желания и мечты остались там, на полях тетрадки?

Вернуться к истоку можно, но это всегда долго, гораздо продуктивнее сразу идти по своей дороге.

П.С. Сижу сейчас в обнимку с томиком Белинского. Улыбаюсь.

Leave a Reply