Чем отличаются фантастика от остальных жанров? Ведь и в детективе, и в любовном романе что персонажи, что миры – вымышленные.
Основную роль в классификации жанров играет то, на что сделан акцент. Например, в дамском романе ключевую роль играют романтические отношения, создающие любовные переживания. В детективе – загадка, любопытство и азарт, создаваемые для читателя.
В фантастике основной акцент делается на принципиально другую реальность, во многом отличную от нашей. Своё начало что фантастика, что фэнтези берут в народных сказках и легендах.
Особенности фантастического жанра
Фантастика как самостоятельный жанр сформировалась в середине 19-го века, когда миру явились произведения Жюля Верна.
Вся фантастическая литература условно разделяется на научно-популярную фантастику (НФ) и фэнтези. НФ – это то, что теоретически могло бы быть на самом деле; фэнтези – это сказка, то, чего быть точно не может (по-крайней мере не в нашем мире).
Мир фэнтези
Если в научной фантастике законы природы действуют, как им положено, то в мире фэнтези химия, физика и любая другая наука значения не имеют. Этот мир управляется магией и населен сверхъестественными существами.
Обычно основной темой фэнтези является борьба Добра и Зла. Сюжет выстраивается на архетипах Путешествия, Спасения, Загадки или Противостояния.
В каждой стране фэнтези, как правило, основано на местном фольклоре, но вне конкуренции всё-таки западно-европейский фольклёр.
Представители мира фэнтези:
- эльфы
- ведьмы и волшебники
- привидения
- оборотни
- вампиры
- тролли
- гномы
- орки и гоблины
- кентавры, минотавры и т.п.
- русалки
- волшебные животные: драконы, единороги, василиски, грифоны и т.п.
Поджанры фэнтези:
- Героическое фэнтези (главный герой бесстрашен, готов к подвигам и путешествиям)
- Эпическое фэнтези (обязательное условие – битвы, конфликты и противостояния народов)
- Историческое фэнтези (выдуманная история народа или мира + магия и т.д.)
Темное фэнтези (Зло царствует, атмосфера готична и мрачна) - Современное фэнтези (наши дни, героями выступают вампиры, оборотни и прочие паранормальные существа)
- Детское фэнтези (ориентировано на детей и подростков)
- Фэнтезийный детектив (магия, заговоры, преступления, дуэли на мечах и т.д.)
- Любовное или эротическое фэнтези
- Юмористическое или саркастическое фэнтези (вполне может высмеять все штампы жанра и рояли в кустах)
Мир фантастики
Помимо художественных достоинств качественный фантастический роман должны отличать яркая идея, вызывающая удивление, восхищение или страх, и хорошо продуманный мир, в котором читателю легко ориентироваться.
Если автор пишет произведение на основе чужих идей и миров, то это уже будет фанфик, а не оригинальное произведение.
Что такое идея в фантастике?
Это необычная концепция, на которой строится сюжет произведения. Идея начинается с вопроса «А что, если…?»
Например: идея книги «Человек-амфибия» А. Беляева началась с вопроса: «А что, если человек сможет свободно плавать под водой без специальных приспособлений?»
Идея фильмов серии «Звездные войны» началась с вопроса: «А что, если раньше в галактике была война?»
Идея книги «Мастер и Маргарита» М. Булгакова началась с вопроса: «А что, если в Москве появится сам дьявол?»
Фантастический мир – это альтернативная реальность со своими законами. Даже если это фэнтези, где правит магия, там должна быть чёткая структура и логика.
Прописать достоверный мир труднее, чем создать достоверного героя. Нужно продумать до деталей, как будет работать эта реальность, чем она будет отличаться от других и чем она привлечет внимание?
Напишите развернутую энциклопедическую сводку, придерживаясь этого плана:
- Время и место действия
- Размеры территории
- Деления территории: планеты, континенты, страны и т.п.
- Столица (-ы)
- Государственное устройство, политические партии и союзы, законы общества
- Внутренняя и внешняя политика
- Экономика, валюта, условия торговли
- Сведения о населении: национальности, языки, верования, расы и т.п.
- Законы физики и природы
- География: рельеф, климат, полезные ископаемые, береговая линия, почва, растительность, животный мир, экология
- Ключевые события в истории
- Уровень преступности
- Транспорт
- Сельское хозяйство и промышленность
- Вооруженные силы
- Медицина
- Социальное обеспечение
- Воспитание детей
- Образование
- Наука
- Средства связи
- Источники знаний: книги, библиотеки, интернет, медиа и т.п.
- Искусство: архитектура, театр, кино, живопись, музыка и т.п.
Поджанры в научной фантастике:
- Жесткая НФ (сюжет крутится вокруг научного открытия или технологии)
- Легкая НФ (основа сюжета – взаимоотношения героев или их приключения)
- Военная НФ (битвы основной расы с инопланетянами)
- Космоопера (место действия – космос и дальние планеты, сюжет – космические приключения)
- Киберпанк (описывается конфликт людей и техники)
- Путешествия во времени
- Апокалипсис
- Ужасы
- Параллельные миры и вселенные
- Затерянные миры и первопроходцы (открытие новых миров)
- Первый контакт (встреча людей с внеземными цивилизациями)
- Утопия и антиутопия (описание мира с идеальными или тоталитарными законами)
- Историческая фантастика (действие происходит в прошлом)
- Альтернативная история (что было бы, если бы события развернулись под другим углом)
- Детская фантастика (рассчитана на детей и подростков)
Как избежать ляпов и скуки в фантастике?
- Не объясняйте в деталях, как работают бластеры, средства связи и т.д., если это не имеет прямого отношения к сюжету.
- Следите, чтобы все сферы технологии были развиты примерно на одном уровне. Если ваши корабли летают со скоростью света, то и связь должна быть на уровне.
- Пришельцы должны отличаться от землян – мимикой, сленгом и т.д..
- Инопланетные меры весов, времени и длины должны отличаться.
- Не называйте обычные вещи инопланетными словами.
- У всякого Зла должен быть мотив.
- Если вы пишете средневековое фэнтези, тщательно изучите эту эпоху.
- Рассчитывайте силы героев и животных – всем нужены сон, отдых и пища.
статья Как набросать сюжет
Штампы в научной фантастике и фэнтези:
- Герой не помнит своих родителей. Затем выясняется, что они были королями, президентами или волшебниками. Герою сообщают, что он избранный, о котором говорилось в древнем пророчестве. А в конце выясняется, что Главный Злодей – это отец главного героя.
- Герой проснулся и понял, что захватывающие приключения – это всего лишь сон или видеоигра.
- Никто не может спасти мир от страшной катастрофы, кроме главного героя.
- Герой отправляется в прошлое, чтобы исправить будущее, и в итоге сделал всё ещё хуже.
- До появления героя обитатели планеты Х были полными невеждами. И тут появляется ОН…
- Единственная цель инопланетян — уничтожить Землю. Просто так, без мотива.
- Инопланетяне самоуничтожаются от контакта с земным воздухом, шампуне и т.д.
- Компьютеры или роботы подхватили вирус и взбесились.
- Герой и героиня постоянно ругаются. Потом они спасают друг друга, и тут начинается любоф…
- Герой попадает в странный мир и обнаруживает, что это наша Земля – это будущее.
- Вся планета населена людьми одной национальности, на ней существует один крупный город, одна культура и религия.
- Злодей подчиняет себе весь мир, но при этом убивает своих помощников направо и налево. Что ж, вскоре он станет королём себя самого…
- Злодей убивает родителей героя. Тот вырастает – и месть его страшна.
- Герой в одиночку легко расправляется с целым батальоном вооружённых сил противника.
- Магический артефакт, который решит все проблемы.
- Зло вырвалось на свободу, покрыло мраком весь мир и скоро приедет к нам. А зачем?
- Злодей несправедливо обижает своего соратника – и тот переходит на сторону Добра.
- Лучшие друзья Героя – это эльф и гном.
- Место битвы – лабиринты, обрывы, отвесные скалы и т.д.
- Герои скрываются в шахтах и канализациях или в заброшенном метро и подземных катакомбах.
- Злодей зловеще хохочет и носит чёрный плащ с капюшоном.
- Злодей мечтает жениться на принцессе, которая его ненавидит.
- Герой легко проникает во вражеский компьютер (штаб и т.д.) и узнаёт все планы наперёд.
статья САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
Как выбрать название для фэнтези и научной фантастики?
- Возьмите известное название и переделайте его, заменив одно-два слова.
- Добавьте пафоса и громких слов: Вечность, Бесконечность, Зло, Тьма.
- Постарайтесь использовать обиходные символы. Их не так уж много: Меч, Дракон, Клинок, Старая Таверна, Галактика, Звезда, Властелин, Владыка, Кровь, Любовь, Замок, Хранители, Бойцы.
- Остерегайтесь скромных и скучных названий.
- Дайте читателю понять, что его ждет встреча с Невероятным. Используйте фразы-парадоксы.
- Если не хватает слов, придумайте новые или используйте красивые непонятные.
- Неплохо назвать книгу каким-нибудь одним, но очень умным словом. К сюжету оно не должно иметь отношения, упоминаться тоже не должно. Например: «Преморбид», «Абсорбент», «Промискуитет», «Метеоризм».
- Возьмите слово «Хроники» или «Мир» — и первая половина названия готова.
Так же можно использовать сочетания:
- свершение + чего-нибудь («Покорение Мируса», «Свержение Лебона», «Воздание Гнома»)
- сделать + чего-нибудь («Полюбить Вампира», «Убить Симбозиум», «Победить Рамоссуру»)
- кто-то + такой-то («Демоны Преисподни», «Камни Красной Реки», «Эльфы Гор Эратуса»)
- какие + эффект вау («Обреченные жить», «Разорванные Клятвой», «Оскорбленные Нежитью»)
- «кто» («Богур ученик чародея», «Розмари колдунья Эльфов»)
- знамением + кого-то («Под флагом Рогуса», «Именем Ипалантуса»)
- такое + сякое («Арподиг и Минотавр», «Либом и Меч Славы»)
- дата + чья-то («Час Асгарда», «Год Рокуса», «Один День Бизима»)
- деятель чего-то там («Победитель Эдармхейша», «Заклинатель Мечей», «Победитель Волхвов»)
- «штука кого-то там» («Талисман Темного Господина», «Поступь Эмори», «Пустота Нордарма»)
- прилагательное + существительное («Багровые Врата», «Проклятый Дар», «Твердый Луч»)
- существительное + прилагательное («Дар Победоносный», «Дорога Изощрённая»)