самые богатые писатели
ТОП

ТОП самых богатых писателей России и мира.

Кто-то скажет, что на книгах много не заработаешь. Однако доходами этих людей можно лишь восхищаться. Я составила свой рейтинг богатых и влиятельных мастеров пера. И сегодня расскажу вам, сколько зарабатывают по-настоящему плодовитые и целецустремленные писатели. 

Самые богатые писатели мира:

1.ЭЛИЗАБЕТ БАДИНТЕР. Состояние — $1,1 млрд.

Бадинтер, которой уже 70 лет, носит титул самого влиятельного интеллектуала Франции. Она историк, философ (преподает философию в Политехнической школе Парижа), писатель, общественный деятель, мыслитель, одна из икон современного феминизма и прочее. Состояние в 750 млн евро ($1,1 млрд) Бадинтер вряд ли полностью заработала сама: она выходец из богатой семьи (отец – крупнейший издатель Франции), ее муж, Роберт Бадинтер, – экс-министр юстиции.

2.ДЖОАН РОУЛИНГ. Состояние — $1 млрд. Годовой доход — $10-19 млн.

Истинный лидер списка самых богатых писателей, т.к. свое состояние она заработала исключительно литературой. Самый продаваемый писатель в мире (400 млн экземпляров), автор наиболее популярной в истории книжной серии (поттериана), номер 1 в топе влиятельных женщин Британии. И все эти титулы совершенно заслуженны. Закончив историю Гарри Поттера, Джоан Роулинг не стала почивать на лаврах, а приятно удивила, выдав крепкий прозаический текст «Свободная вакансия», выдержанный в лучших традициях национальной литературы. А затем решила попробовать себя в детективном жанре, издав роман «Зов кукушки» под псевдонимом. Тщательная конспирация (рукопись была выслана издательству без пояснений и указания истинного авторства) довольно быстро пала под натиском местных репортеров, которые выяснили-таки, кто сочинил «Зов». Роулинг сначала сильно разозлилась, но потом вроде остыла. А роман после раскрытия тайны за несколько часов взлетел с каких-то чуть ли не сотых позиций продаж на ожидаемое первое место.

3.ДАНИЕЛА СТИЛ. Состояние — $610 млн. Годовой доход — $15 млн.

Бытописатель мира богатых и знаменитых, Стил, выросла в семье дипломата. Пять браков (в числе мужей – банкир, наркоман, писатель), семейные трагедии (один из сыновей покончил с собой, узнав, что его отец на самом деле приходится ему отчимом) – все это так или иначе шло в работу. Выпустив первую книгу в 1973-м, Стил набирала обороты постепенно и, что удивительно, в последние десять лет сочинила больше, чем в начале карьеры. Писательницу традиционно ругают критики, но вряд ли это смущает как ее саму, так и ее читателей.

4.БИЛЛ УОТТЕРСОН. Состояние — $450 млн.

Как и Элизабет Бадинтер, попал в этот список с определенными оговорками. Уоттерсон – автор знаменитого детского комикса про Келвина и Хоббса. Другое дело, что он не просто художник, но и сочинитель сюжетов и реплик, так что писателем его все-таки назвать можно.

5.СИДНИ ШЕЛДОН. Состояние — $400 МЛН

Начал сочинять после пятидесяти. Наработанный к тому времени опыт телесценариста помог в писательской карьере: романы Шелдона отличает лихо закрученный сюжет и умение жать на правильные эмоциональные кнопки. Въедливый и работоспособный, он много времени и сил тратил на проработку деталей (оттого за 35 лет написал «всего» 20 романов).

6.СТИВЕН КИНГ. $450 млн. Средний годовой доход — $15 млн.

Великий писатель, национальное достояние Америки, Кинг неутомимо исследует жанры, стили, подходы и мифы литературы. За сорок лет работы он менял имена, маски, сочинял чистые хорроры, публицистику, большие романы, придумывал комиксы, рассказывал в увлекательной форме секреты мастерства и т.д.

7.ДЖЕЙМС ПАТТЕРСОН. Состояние — $310 млн. Доход за 2016 — $95 млн.

Автор детективов и триллеров, среди которых самой известной серией являются приключения Алекса Кросса, Паттерсон последние четыре года подряд зарабатывает в среднем $90 млн. За более чем тридцать лет писательства он выпустил 65 романов, при этом бросил «обычную» работу в рекламном бизнесе только в середине 90-х. У Паттерсона больше проданных книг, чем у Джона Гришема и Стивена Кинга вместе взятых.

8.ТОМ КЛЭНСИ. Состояние — $300 МЛН.

Умерший в октябре прошлого года, Том Клэнси прославился романами про Джека Райана. «Технологический триллер» – такое определение дали критики сочинениям Клэнси, перегруженным сверх меры подробными описаниями всевозможной техники и шпионских гаджетов. Страсть к технологиям и экшну писатель успешно реализовал в побочном бизнесе – производстве компьютерных игр, что принесло ему не меньше, а, может, и больше денег, чем книги.

9.ДЭН БРАУН. Состояние — $120 млн. Средний годовой доход — $ 9,5 млн.

Дэн Браун стал знаменит после выхода в свет бестселлера «Код Да Винчи», экранизированный в 2006 году, через три года после первой публикации. С тех пор вышло несколько новых книг автора, некоторые из которых также были экранизированы. Доходы Брауна от роялти и продажи книг в 2016 году составили около десяти миллионов долларов.

10.ДЖЕФФ КИННИ. Годовой доход за 2016 — $19,5 млн.

Автор мирового бестселлера «Дневник слабака» (между прочим, в этом цикле уже 11 книг, на русский язык переведены две) Джефф Кинни за год заработал литературным творчеством $19,5 млн. Неплохой доход до сих пор приносят три фильма, снятых по мотивам книг. Сам Кинни говорит, что изначально писал «Дневник слабака» для взрослых, но редактор сказал, что в итоге вышла отличная книга для детей.

11.ДЖОН ГРИШЭМ. Годовой доход за 2016 — $18 млн

Автор многих экранизированных в Голливуде книг. За год он заработал $18 млн, только в этом году вышли четыре его новые книги в жанре «юридический детектив».

12.НОРА РОБЕРТС. Годовой доходза 2016 — $15 млн

Автор любовных и детективных романов. В её писательском портфеле больше двух сотен книг, каждая из которых продаётся тиражом не менее 300 000 экземпляров.

13.ЭЛ ДЖЕЙМС. Годовой доходза 2016 — $ 15 млн.

«Пятьдесят оттенков серого» настолько взбудоражили мир, что эротический роман лег в основу тысяч фанфиков и спровоцировал настоящий бум интереса к БДСМ-культуре. Джеймс неплохо подтянула свои доходы за счёт выпуска книги «Грей» – та же история, но рассказанная от лица главного героя, Кристиана. Ну и конечно, больше $2 млн ей принесла прибыль от киноверсии.

14.ПАУЛА ХОКИНЗ. Годовой доход за 2016 — $ 10 млн.

Британская писательница Паула Хокинз стала известной в 2015 году, после выхода ее романа «Девушка на поезде». Он был продан тиражом в 11 миллионов экземпляров и впоследствии экранизирован.

15.ДЖОН ГРИН. Годовой доход за 2016 — $ 10 млн.

Джон Грин известен несколькими романами, в том числе «В поисках Аляски», «Изобилие Катерины», «Бумажные города» и «Виноваты звезды», который продался тиражом более чем 10 миллионов копий и стал лучшим бестселлером 2014 года.

16.ВЕРОНИКА РОТ. Годовой доход за 2016 — $ 10 млн.

Американский романист и новеллист Вероника Рот проснулась популярной после выхода книги «Дивергент», которая легла в основу одноименного фильма. Книга получила сиквел, так же как и ее киноверсия, а писательница сумела заработать на роялти около 10 миллионов долларов за последний год.

17.РИК РИОРДАН. Годовой доход за 2016 -$ 9,5 млн.

Рик Риордан сделал свои миллионы на написании серии книг про Перси Джексона. Пять книжных серий о похождениях 12-ти летнего героя превратились в серию комиксов и фильмов, что также способствовало увеличению доходов писателя.

18.ДЖОРДЖ МАРТИН. Годовой доход за 2016 — $ 9,5 млн.

Джордж Мартин добился невероятного успеха: эпичности его саги «Песнь льда и Огня» может позавидовать даже великий Толкиен. Снятый по книге телесериал HBO «Игра престолов» считается одним из самых популярных на современном телевидении, а сам Мартин, чей годовой доход приближается к 10 миллионам, мог бы спокойно почивать на лаврах до конца своих дней. Но год от года доход Джорджа Мартина всё ниже. Вместо $12 млн в прошлом году – всего $9,5 млн. А всё потому, что писатель никак не может закончить ожидаемую шестую книгу цикла «Песнь льда и огня» «Ветра зимы».

Самые богатые писатели России:

1.ДАРЬЯ ДОНЦОВА. Годовой доход — $2,1 млн. Ежемесячный доход составляет примерно $120-130 тыс. За свою первую книгу Дарья Донцова получила когда-то 20 тысяч рублей. Теперь ее заработок — 120-130 тысяч долларов в месяц. За трехлетние права на издание всего, что у нее есть, она получила 2,5 миллиона, плюс 200 тысяч долларов за каждую новую книгу.

2.АЛЕКСАНДРА МАРИНИНА. Годовой доход — $1 млн. Каждая новая книга Александры Марининой стоит издателям $100-$150 тыс.

3.ТАТЬЯНА УСТИНОВА. Доход Татьяны Устиновой составляет $25 тыс. за книгу.

4.БОРИС АКУНИН. Годовой доход — $2 млн. За каждую новую книгу он получает $25-$30 тыс. При этом, согласно списку знаменитостей журнала Forbes, годовой доход Акунина равен примерно $2 млн.

Как видите, в России все куда хуже. Это объясняется и тем, что русский человек не любит платить за книгу, а так же тем, что на русском языке говорят куда меньше людей, чем на английском. Я хочу прикрепить интервью Захара Прилепина, которое он давал Комсомольской Правде (источник):

— Гонорары писательские малы, конечно, хотя по меркам среднероссийских зарплат, может, что-то и значат, — рассказал «КП» Захар Прилепин. — Они могут достигать полмиллиона или миллиона рублей за одну книгу. Но она и пишется полгода — год, и даже больше. И писателей, который получают столько, человек 20, не больше. И есть 2-4, гонорары которых исчисляются сотнями тысяч долларов или евро, и мы знаем их имена.

Я сейчас говорю о серьезной литературе, а не о Донцовой — Марининой — Устиновой. В области этой литературы отдельная, конечно, система. У Дины Рубиной и Людмилы Улицкой, к примеру, большие тиражи, и все же они и рядом не стояли с Донцовой. И даже если тиражи Пелевина, Быкова и Акунина объединить, они будут меньше продаж Устиновой. 95 процентов русских писателей получают за книгу от 50 до 100 тысяч рублей. А первая книжка может быть издана и за 25 тысяч рублей, и даже за так. А ведь это зачастую серьезный труд. Тех, кто может жить на свои литературные доходы, по пальцам двух рук можно пересчитать. Они вытянули счастливый билет. Это же не шоу-бизнес, здесь нет никаких многомиллионных прибылей. Здесь медом не намазано, серых денег и левых доходов нет. Начальник любого районного ГАИ богаче самого известного писателя раза в три.

— А чем же тогда еще зарабатывает на жизнь русский писатель?

— Кто-то преподает и выступает по городам и весям, как Быков, и как ваш покорный слуга в том числе… Хоть у нас и посерьезней гонорары, чем у большинства коллег, но все равно на них сложно жить, тем более с нашим — что у меня, что у Быкова — количеством детей. Еще многие писатели работают в СМИ. Кто-то в университетах. Кто-то в бизнесе. В общем, на что учились, тем и занимаются. В советские времена вполне можно было жить на писательские гонорары — если тебя публиковали, конечно. Расценки были просто несопоставимыми. В журнале вышла подборка стихов — месяц с голода не умрешь. Сейчас гонорара за журнальную публикацию в лучшем случае хватит на пару пива с таранькой.

Только совокупность литературных доходов спасает. Это, например, переводы книжки на другие языки, экранизации, радиопостановки, театральные постановки. Вот так — по зернышку… Продажа авторских прав за границу может стоить от тысячи евро до 25 тысяч, а у Сергея Лукьяненко, к примеру, еще выше. Так что если 10 или 20 книг написаны — и работают таким образом на тебя, то это создает какую-то базу для жизни. Хотя вот Сергей Минаев рассказывает, что у него купили все права на книжки за миллион долларов — ну… может быть, может быть. Хотя в книжном мире такие вложения очень сложно окупить. Зачастую «покупка» автора — это просто усиление имиджа издателя – мол, мы купили такого-то писателя. А в реальности возвращаются эти деньги в течение лет десяти.

Зачастую писатели уходят в кино и сериалы — сочинять сценарии, что, прямо скажем, плохо сказывается на их литературном труде. Эта поденщина еще хуже журналистики. Права на сценарий могут стоить и 25, и 50 тысяч долларов, что в два раза дороже гонорара за книжку. Так и можно погрязнуть в написании сценариев, вместо того чтобы писать хорошие тексты. Я вот, к примеру, переживаю за Марину Степнову. Она, написав замечательный роман «Женщины Лазаря» и лет десять назад — роман «Хирург», все остальное время тратила на сценарии, хотя за это время написала бы еще несколько отличных книг.

— Разовый гонорар, продажа прав… А роялти?

— Они что-то приносят, могут составлять от 3 до 25 процентов. В среднем — 5-10 процентов. Чем крепче писатель стоит на ногах, тем выше он назначает роялти. Например, 20 рублей со сторублевой книги — это очень хорошее роялти. Но оно начинает идти с определенного количества проданного тиража. Скажем, если продано уже 10 тысяч экземпляров. А если меньше — то ничего не идет. У нас мало таких писателей, у кого роялти набегает ощутимо — ну, вот Паша Басинский продал под сто тысяч своих книжек про Толстого — «Бегство из рая». Можно, не получая авансов, иметь только роялти — это если твои книги гарантированно хорошо продаются.

— Серийные и штучные писатели. Чем отличается система оплаты? Почему Донцова у нас самая высокооплачиваемая?

— Все просто — ее общие тиражи на порядок выше. Несопоставимо. Быков считается плодовитым — у него около 30 книг. Считается, что я много пишу — у меня 10. А у Донцовой и у всех этих женщин — по 80, по 120, а иногда и по 160 книг! Это же объем! Книги Быкова или мои, например, продаются тиражом по 50 или 100 тысяч экземпляров, а Дарья Донцова продает — 300-400 тысяч. Читателей у них больше, допустим, в 3-4 раза, но суммарная разница все равно достигается за счет «линейки», то есть частоты выпускаемых ими книг. Я за 10 лет написал 10 книг, а какая-нибудь сочинительница женских романов — 100. В итоге они продают до миллиона книг в год, потому что штампуют новые с огромной скоростью. Оборот гигантский, поэтому и деньги другие крутятся. Я даже считать не буду, какие. Но когда говорят, что вот беллетристка Петрова или Иванова продала 40 миллионов книг — это вовсе не значит, что у нее 40 миллионов читателей. Это, как правило, значит, что 4 миллиона бесхитростых читателей купили по 10 ее романов. Или 1 миллион купили по 40 книг. Серийные писатели и сами не знают, кто из них богаче. А из более-менее серьезной самые обеспеченные Борис Акунин и Людмила Улицкая. Эдуард Лимонов и Эдвард Радзинский живут, в основном, за счет изданий своих книг за рубежом.

Вы удивитесь, но в писательстве существует несколько видов рабов. И ничего общего с замученными узниками на цепях они не имеют. Они вообще порой живут лучше своих «плантаторов».

— Есть институт редакторов с расширенными полномочиями, — рассказал нам Захар Прилепин. — Они получают сюжет-канву, набросок, расписывают его дальше или обрабатывают сырой текст и отсылают автору. Он вносит свою правку, опять отсылает им — и так до нужного результата. Но я, например, уверен, что Устинова сама пишет свои книги. И всякий, имеющий литературный слух и зрение, может понять, работает ли автор сам — по разным его фирменным «шняжкам».

Сама Устинова, кстати, говорит: «Негры – это там, где неинтересно. Мы – серийные авторы, как серийные убийцы: нам работать, не получая удовольствия от самого процесса, нельзя».

Есть и серийные проекты, которые пишут 10 человек, и все они стоят за одной выдуманной фамилией на обложке. Автобиографии звезд тоже иногда пишут наемные «негры» — чаще всего, классные журналисты. В редких случаях они даже удостаиваются чести видеть свою фамилию мелким шрифтом где-нибудь на форзаце. Зато им неплохо платят. Так же «химичат» и некоторые писатели с именем (иногда по принуждению): за них пишет неизвестный, но шустрый и плодовитый «негр» – нормальный труд по контракту…

«Штучные» писатели по этому поводу как-то сожалеюще морщатся. Серийные — хорошо относятся к этому явлению. И даже в своих книжках описывают. Например, Маринина и Донцова. Они-то понимают, что выдавать по книжке в месяц без «негров» — нереально. Сорвать издательству сроки — это страшно. Потому что там бизнес-план, график производства, закупка тонн бумаги, договор с типографией — и в случае чего дикие штрафы. Так что «негритянский» труд очень востребован, и Интернет завален объявлениями, а там такие условия: За первый срок (10 дней) должно быть написано 100 стр., за второй (20 дней) – 200 стр. При нарушении двух сроков автор снимается с написания книги.

Система «негров» удерживает серийных авторов от ссор с издательством. Афишировать ведь ее не будешь! Можешь, конечно, уйти, но без «негров», которые останутся в издательстве, ты мало что стоишь.

В последнее время, кстати, появился новый тренд, назовем его условно «крауд-сорсинг», когда контент создается даром людьми буквально с улицы. Например, Людмила Улицкая сейчас собирает в новый сборник рассказы о послевоенном детстве.

— И у меня такие есть — то военная, то тюремная проза, — говорит Захар Прилепин, — но это не издательский проект. Это я сам: мне пришло в голову, я и собрал рассказы разных людей. Это обычная антология.

Антологии выпускали и поэты, и прозаики разных направлений. Или есть серии «… рекомендует», это когда известный писатель, имеющий свою долю от продажи, советует произведения других писателей его же направления. У Глуховского, например, есть «Метро». Он его придумал и написал, потом выпустил продолжение, а потом сделал сетевой проект:

— Уже выходит в 8 странах. Это вообще изучать надо! Если бы у меня была возможность придумать так, чтобы написали еще 20 продолжений «Санкьи», я бы тоже это сделал — пишите ради бога, автор-основатель может получить по доллару с каждой проданной книги и жить год. Люди хотят продолжения «Метро»? Хотят.

Глуховский может написать 40 продолжений? Нет. Зато есть другие желающие, для которых, кстати, участие в этом проекте может стать трамплином для будущей работы в литературе.

Как написать книгу, которая будет востребована? (жми)

автор Мэри Влад

в статье использованы материалы из Комсомольской Правды.

Leave a Reply